Четверг, 2024-03-28, 2:08 PM
 
Начало Каталог статей Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость" · RSS
Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 112

Конституционный Суд РФ

Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации

Фонд ''Общественное мнение''

Конференция ''Другая Россия''

Центурион-Центр

Система ''ГАРАНТ''

Система авторегистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов

Мандат.Ру - Новости, компромат, скандалы, рейтинг, президенты, депутаты, партии, движения, форум, афоризмы, анекдоты, каталогМандат.Ру: Новости, компромат, скандалы, форум, рейтинг политических ресурсов, обмен ссылками.

Каталог статей
» Каталог статей » Авторские
Украина как конституционная монархия. Вадим Черный

Украина как конституционная монархия. Вадим Черный
В соответствии с Законом "О выборах народных депутатов Украины", только партии, которые набрали более 3% голосов, принимают участие в распределении депутатских мандатов. Эта норма есть избирательным цензом, поскольку исключает целый ряд избирателей (поддерживаемых ими партий) из участия в работе парламента. Важно, что 3% барьер никак не является процедурным регулированием, так как квалифицирующий признак регулирования - возможность выполнить его условия. Так, избирательный залог теоретически можно отнести к регулированию, так как небольшую сумму денег может собрать каждый кандидат. Однако, существуют взгляды, которые в любой стране не набирают 3% приверженцев. В отношении партий, которые исповедуют такие взгляды известного меньшинства, избирательный барьер есть именно цензом, поскольку партия не может преодолеть его умными усилиями.
Ценз закрепляет неравенство партий (групп граждан) перед законом, устанавливая привилегии для политических объединений, поддерживаемых более чем 3% избирателей. Они не только могут пренебречь интересами групп меньшего размера, но и распределяют между собою депутатские мандаты таких (меньших 3%) групп.
В современной демократии, свободное волеизъявление народа означает равное избирательное право. Однако группы граждан, которые составляют менее 3% от общего числа избирателей, фактически исключены из избирательного процесса.
Конституционные права не могут быть сужены законами. Конституция не содержит 3% избирательного ценза. Также запрещены при принятии законов сужения имеющихся прав граждан. Однако ценз суживает права как избирателей (на свободный выбор представителя), так и кандидатов в депутаты.
Принимая обжалованную норму, законодательная власть вышла за рамки предусмотренных законом полномочий. Никакой закон не предусматривает права Верховной Рады устанавливать избирательный ценз или любые запреты.
Право законодателя на его усмотрение определять избирательные запреты разрешило бы приватизировать парламент. Если возможный ценз в 4%, то ничто не запрещает установить ценз в 20%, допустив в Верховной Рады только две партии. Или 24%, передав весь парламент лишь одному блоку.
Если разрешен количественный ценз, то нет оснований запретить и великое множество других барьеров. Ничто не препятствует запретить доступ к Верховной Раде новообразованным партиям - или вообще таким, что не существовали до 1991 года. Ничто не мешает установлению идеологического ценза, или квалификаций относительно числа ячеек, членов, публикаций. Либеральная Украина должна раз и навсегда поставить заслон своевольным ограничением избирательного права граждан и созданных ими партий.
Подсчет голосов есть фактическим и концептуальным окончанием избирательного процесса. Все последующие процедуры - технические. Поэтому отсев депутатов от партий, не преодолевших 4% ценз, осуществляется уже после волеизъявления избирателей. Фактически избранные депутаты post factum исключаются из парламента. Этим поднимается фундаментальный принцип либерального общества - отсутствие обратного действия во времени.
Действительно, количественный избирательный ценз существует в ряде стран. Однако это атавизм конституционной монархии, это ограничение служило сдерживанию свободы слова и осуществление короной контроля над парламентом. Этот пережиток сохранился в современных демократиях в силу традиции. В этих странах, которые имеют парламентскую культуру обычно более двух столетий, уже закрепились основные партии, и новые партии не получают значительной поддержки населения. Кроме того, парламентские и консерваторы, и левые заинтересованы в сохранении своего доминирования. Поэтому дискуссия о снятии барьера не приветствуется.
Следует также указать еще одну - экономическую - причину, за которой избирательный барьер в некоторых развитых странах существенным образом не ущемляет прав избирателей. Свободный рынок, наличие большого среднего класса разрешает практически любой идее привлечь спонсоров для финансирования ее популяризации. Поэтому даже новые партии сравнительно легко могут развернуть рекламную кампанию и набрать довольно приверженцев, чтобы перейти барьер. В Украине же капитал сосредоточен в руках узкого круга олигархов, и новые партии, которые в особенности не претендуют на экономическую окупаемость за счет лоббирования, обычно не имеют средств для масштабной агитации. Поэтому для них практически невозможно перейти 3% барьер. Вводя этот барьер, государство сознательно и нарочно выключает новые идеи из политического процесса, в зародыше уничтожая демократическое развитие общества на базе свободного обмена идеями.
Признанный образец демократии, США, не имеют ценза. Больше того, сенат формируется поровну из каждого штата, без обзора на количество избирателей. Другая современная образцовая демократия, Израиль, также не имеет ценза. Исторический образец демократии, Франция, не имеет ценза. Античные Греция и Рифм не имели количественного ценза. Украине нужно ориентироваться на опыт ведущих демократий, а не рудиментарных конституционных монархий.
Украина - очень молодая демократия. В ней нет характерных для устоявшихся политических систем двух-трех партий, за которые голосует подавляющее большинство населения. Политическая ситуация в Украине характеризуется большим числом небольших партий. Так, на выборах 2002г. партии, которые не прошли 4% ценз, в сумме набрали 17,96% голосов.
В условиях тотального контроля за средствами массовой информации со стороны государства и олигархов, оппозиционные партии практически не могут пропагандировать свои идеи. Чрезвычайно высокие тарифы на политическую рекламу (реально в 4-5 раз выше соответствующих коммерческих тарифов) есть запретными для партий, которые не имеют поддержки финансовых групп. В результате, оппозиционные партии могут рассчитывать на митинги, встречи с избирателями как основной способ пропаганды. За несколько лет такие партии никак не могут набрать больше нескольких процентов голосов. 3% ценз в Украине нарочно введенный для удушения таких независимых партий, устранение их из политической арены.
В любом случае, возможная политическая целесообразность уменьшения числа партий в парламенте не может препятствовать буквальному применению Конституции. "Пусть падет Рим, но торжествует Закон" до сих пор остается фундаментальным принципом права. Тем более, в данной ситуации целесообразность предотвращения фрагментации парламента чрезвычайно сомнительная. Наличие великого множества партий, напротив, оказывало содействие бы политической дискуссии, устранению монополии на идеологию и на власть, выявлению и устранению коррупции, развития демократических институтов. Наиболее важно, что предоставление места в парламенте только представителям больших партий разрушает фундамент либеральной демократии - свободу слова в политическом процессе.
Избирательный ценз есть важным ограничением: десятки партий не прошли в парламент на выборах 2002 года. Государство не может презреть волеизъявлением 4.684.078 миллионов избирателей. Ограничение фундаментальных политических прав настолько большого числа населения не может быть оправданно административной целесообразностью упрощения контроля над парламентом. В Украине существует великое множество профессиональных, этнических и других групп, которые составляют менее 3% население. Избирательный барьер не дает им возможности быть эффективно представленными в законодательном органе, и создает ситуацию, когда государство не обязано учитывать их интересы.
Из всего многообразия культурной, национальной, политической жизни в стране парламент представляет только самые большие группы. Такая ситуация может поднимать даже национальное равноправие, закрывая доступ в парламент партиям, которые специально представляют национального меньшинства.
Избирательный ценз препятствует не только доступу в парламент, но и существованию партий, которых поддерживает менее чем 3% избирателей. В соответствии с Законом Украины "О политических партиях", каждая партия должна принимать участие в выборах. В соответствии с Законом Украины "О выборах народных депутатов", в случае проигрыша партия теряет существенную сумму, внесенную в депозит. Таким образом, партии, которая наверное не приобретают 3% голосов, должны трать эту сумму на каждых выборах только для того, чтобы не утратить статус политической партии. Если они не имеют финансовой поддержки и рассчитывают только на членские взносы, они должны будут прекратить свою деятельность, будучи лишенными возможности ее финансировать.
Избирательный барьер также создает поддержку тем или другим фракциям внутри одного политического течения. Так, из нескольких коммунистических партий норма, которая обжалуется, поддерживает лишь КПУ, выдавливая других из парламента.
Свободным может быть такое волеизъявление, в результате которого к власти приходят те партии (блоки), за которые проголосовало население. Причем распределение представителей политических организаций в органе законодательной власти должно быть пропорциональным представленной за них голосам. Иное голосование лишается своего содержания и превращается в азартную игру: если партия (блок) набирает свыше 3%, то волеизъявление избирателя принимается во внимание. Если же нет, то его голос отходит (в результате распределения мандатов партий, которые не прошли ценз) к другой партии, нередко совсем противоположных взглядов. Соответственно, возникает ситуация, если избирателю принудительно назначают парламентского представителя, противоположные взгляды которого неминуемое создают конфликт интересов. Такая система не может рассматриваться как свободное волеизъявление, которое поднимает принцип демократии - неограниченного народного правления через пропорциональное представительство.
Существование ценза лишено смысла в парламенте, который включает также депутатов, избранных в мажоритарных округах. Если каждый из этих 225 депутатов представляет меньше чем 0.5% избирателей, то невозможно отвечать отказом кандидату от партий, которые собрали те же 0.5% голосов. Тем не менее, ценз есть в восемь раз больше. Ценз приводит к ситуации, если одно и тоже число избирателей имеет право на своего кандидата по мажоритарному округу, но не в пропорциональном. Это есть нарушением равенства как избирателей, так и кандидатов в депутаты. Фактически, кандидаты по мажоритарным округам имеют в восемь раз больше шансов на прохождение в парламент.
В парламенте будущего созыва, созданном на пропорциональной основе, ценз закрывает мажоритарное окно, сквозь которое проходили депутаты от небольших групп. В странах, которые не имеют мажоритарных выборов, обычно существует система "партий одной человека", в список которых входит только один человек. Это открывает доступ в политику независимым кандидатам, которые не имеют собственных партий или организационных структур. Но ведь, не только Закон "О политических партиях" почему-то запрещает создание таких мини-партий, но и избирательный ценз выключает их участие в парламенте.
Позиция государства целиком понятная. В условиях чрезвычайно твердого контроля за средствами массовой информации, каждая оппозиционная партия едва ли может перейти за 3% барьер. Этот прогноз целиком подтвердился в ходе выборов 2002 года, когда в украинский парламент прошли: традиционно поддерживаемая коммунистическая партия КПУ (а не оппозиционные ей коммунистические партии); официальная партия власти "За единую Украину", возглавляемая руководителем Администрации Президента; социал-демократическая партия (лидер - следующий руководитель Администрации Президента); блок Тимошенко (лидер - бывший вице-премьер-министр); социалистическая партия (лидер - бывший спикер парламента); блок "Наша Украина" (лидер - бывший премьер-министр).
Ценз был поддержан основной фракцией парламента - коммунистами, поскольку именно они традиционно получают наибольшее число дополнительных мандатов в результате распределения мандатов партий, которые не прошло избирательный барьер.
Исходя из приведенного, парламент может переименовать Закон "О выборах народных депутатов Украины" в Закон "О назначении в Верховной Раде нескольких политических партий, которые представляют интересы крупного капитала". Или же отменить ценз.
http://www.anarcho.net/
Категория: Авторские | Добавил: golos (2007-02-18)
Просмотров: 1666 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 2
2 usakult  
0

1 максим  
0
Спасибо, очень интересная заметка.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории статей
Авторские [56]
Поиск по статьям
Друзья сайта

Блог И.Мамонтова

Конституция Российской Федерации Всероссийский гражданский конгресс

Лига избирательниц

Вестник ''МОСТОК''

Всероссийская политическая партия ''Свобода и народовластие'' Общественное объединение СУТЯЖНИК

Права человека в России «Mikhail Khodorkovsky Society»

Фонд 'Общественный Вердикт' СПб центр "Стратегия"

Независимый Институт выборов Observatoire de l'affaire Yukos et du proces Khodorkovsky

За демократическую альтернативную гражданскую службу! Право выбора

Спасти адвоката Трепашкина Молодежное Правозащитное
 Движение

Демократическое Сетевое Сообщество

МОЛОДЕЖНОЕ ЯБЛОКО

Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство Сайт Кинешемского Горкома КПРФ

ОбрыдлО.ru или Не подполковники горшки обжигают. Литературно-политический ресурс, посвященный вопросу о власти в 2007-2008 гг

Статистика