УЧАСТИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИИ В ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РФ
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цели:
1. Выдвижение единого кандидата от демократической оппозиции (далее – Кандидат), способного выйти во 2-й тур президентских выборов или, как минимум, повлиять на его результаты.
2. Ознакомление избирателей с Программой гражданского согласия. Формирование предвыборной программы Кандидата.
3. Популяризация идей демократии в широких слоях общества, привлечение новых сторонников.
4. Усиление организационного потенциала демократической оппозиции.
5. Превращение демократической оппозиции в реальную политическую силу, способную остановить сползание страны к диктатуре бюрократии.
Задачи:
1. Предложить приемлемую для потенциальных кандидатов относительно простую и прозрачную процедуру отбора Кандидата.
2. Обеспечить восприятие Кандидата избирателями как легитимного представителя демократической оппозиции.
3. Начать предвыборную кампанию Кандидата за несколько месяцев до официального старта президентской кампании. Использовать её для резкого увеличения рейтинга доверия к Кандидату.
4. По-возможности, привлечь к предвыборной кампании внимание СМИ.
5. Вовлечь в предвыборную кампанию максимально возможное число избирателей в качестве активных участников.
6. К началу президентской кампании сформировать инициативную группу для формального выдвижения Кандидата (в соответствии с законом о выборах Президента РФ), сеть для сбора 2 млн. подписей в поддержку выдвижения Кандидата и сеть агитаторов.
Обоснование:
Существует несколько возможных способов определения Кандидата.
1. Консенсус. Есть одна бесспорная для сторон популярная политическая фигура, которая имеет высокий рейтинг доверия у избирателей (пример – Б.Н.Ельцин весной 1991 г.).
2. Опрос избирателей. Стороны договариваются о поддержке кандидата, который будет иметь по результатам опроса наивысшую узнаваемость и рейтинг доверия (В.Шендерович, выборы в Мосгордуму в 2005 г.).
3. Демократический форум. Кандидата выбирают делегаты съезда представителей демократической оппозиции (пример – выдвижение А.Милинкевича в 2005 г. на Конгрессе демократических сил р-ки Беларусь).
4. Предварительные выборы. Выдвигается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, участвующих в предварительных выборах (пример – выборы губернатора Санкт-Петербурга в 2000 году).
Оценка ситуации
Первый способ (консенсус) был реализован на выборах первого Президента РСФСР в 1991 году, когда демократическая антикоммунистическая коалиция поддержала Б.Н.Ельцина. Сейчас такой фигуры нет.
Второй способ (опрос избирателей) относительно прост и сравнительно дёшев, однако не применим в наших условиях из-за низкого начального рейтинга кандидатов (отсюда большая погрешность измерения) и проблемы доверия сторон к результатам опроса.
Третий способ (демократический форум). Теоретически такой форум провести сравнительно легко. Однако выдвинутый Кандидат за короткое время избирательной кампании не успеет набрать нужный рейтинг доверия (в Белоруссии Конгресс демократических сил, выдвинувший А.Милинкевича, прошёл за 5 месяцев до выборов). Кроме того, есть трудная проблема доверия потенциальных кандидатов к представительности форума.
Четвёртый способ (предварительные выборы) в России был успешно реализован в 2000 году, когда кандидаты на выборах губернатора Санкт-Петербурга Ю.Рыбаков (СПС) и И.Артемьев (Яблоко) договорились провести «праймериз», иначе говоря, предварительные выборы. В них приняли участие около 20 тысяч горожан. И. Артемьев получил 72% голосов, Ю.Рыбаков – 28%. По итогам «праймериз» Ю. Рыбаков снял свою кандидатуру в пользу И. Артемьева.
Принимая во внимание существенные отличия предлагаемой процедуры от американских праймериз, мы вместо «праймериз» будем дальше использовать слова «предварительные выборы».
Итак, имеются следующие стартовые условия:
Первое. На демократическом оппозиционном фланге сейчас нет популярной политической фигуры, которую можно было бы выдвинуть в качестве Кандидата.
Второе. Имеется несколько потенциальных кандидатов с весьма низким стартовым рейтингом доверия.
Третье. Нет каких-либо значительных информационных ресурсов для «раскрутки» кандидатов.
Четвёртое. Опрос при низком стартовом рейтинге и отсутствии информационных ресурсов неубедителен прежде всего для самих кандидатов.
Пятое. Выдвижение Кандидата на демократическом форуме теоретически возможно, но ничего не даст в электоральном плане – невозможно за 1,5-2 месяца избирательной кампании повысить рейтинг доверия Кандидата до приемлемых величин. Проведение форума в конце августа-начале сентября также ничего не даст, поскольку всю осень внимание СМИ и общественности будет приковано к думским выборам.
Шестое. Имеющиеся финансовые и организационные ресурсы не позволят провести одновременно несколько кампаний по сбору 2 миллионов подписей в поддержку кандидатов.
Седьмое. Мы исходим из гипотезы, что у потенциальных кандидатов нет иных целей выдвижения, кроме целей, перечисленных выше.
Вывод
В сложившихся условиях у демократической оппозиции нет иного выхода, кроме выявления Кандидата в ходе предварительных выборов, т.е. проведения предварительного отбора кандидатов. |
mshndcr@yandex.ru
|