Проводимые в стране реформы по восстановлению вертикали власти, единого правового поля, реформированию федеративного устройства России настоятельно требуют внесения в Конституцию РФ необходимых неотложных поправок, без которых реформы будут «пробуксовывать», возникнут никому не нужные коллизии, дестабилизирующие ситуацию в стране. Вне всякого сомнения, Основной Закон страны нуждается в серьезном реформировании. Вместе с тем наши политики и юристы, по существу, разделились на две группы. Одни настаивают на необходимости внесения в Конституцию поправок, другие утверждают, что действующая Конституция еще не исчерпала свои потенции, в особенности стабилизирующую. В предлагаемом Президентом пакете проектов законов просматривается опасение В. В. Путина на данном этапе вносить поправки в Конституцию. По нашему мнению, для такого беспокойства нет достаточных оснований. Опасность заключается в том, что реформы могут «застопориться» без неотложного реформирования соответствующих институтов Конституции России. Излишняя осторожность — это потеря времени, которая в критическом цейтноте равносильна поражению. Кроме того, В. В. Путину как Президенту пора не на словах, а на деле оценить ведущих российских политиков, определить, кто есть кто? Аргументы в пользу сохранения Конституции в неприкосновенности лишены оснований не только потому, что совершенству нет предела. Утверждать, что Конституция не нуждается в совершенствовании, значит открыто проявлять политическую заинтересованность, так как слишком велика вероятность, что в нее могут быть внесены поправки, противоречащие правам и интересам определенных социально-политических групп, не желающих расставаться с преимуществами своего положения. Вместе с тем многие положения Конституции России далеки от идеала: они носят декларативный характер; ряд важных демократических устоев «выпал» из текста Основного Закона; явно не выдерживается принцип разделения властей, велика вероятность их противостояния; не свободна она даже и от редакционных погрешностей и т. д. Концепция внесения в Конституцию первоочередных поправок должна исходить из того, что Конституция является политико-правовым документом. Политика и право в нем должны находиться в неразрывном органическом единстве, политика не должна противоречить праву: в противном случае оно становится ущербным. Надо честно признать, что в Конституции РФ отношения между политикой и правом установлены неидеальные: политика часто вступает в противоречие с правом, что порождает коллизии, негативно сказывается на положении в стране. Конституция должна быть выдержана логически, грамматически, юридически, политически, содержательно и научно. Идеальный вариант проведения радикальной реформы — принятие новой Конституции РФ, в которой можно было бы четко прописать ее основные положения. Но процедура разработки и принятия Конституции может растянуться во времени, в связи с чем стоит проработать и предложить иные варианты решения проблемы. И тем не менее и эти варианты в одночасье осуществить невозможно по многим причинам. Следовательно, реформа должна носить поэтапный характер, на каждом из которых предстоит решить целый комплекс проблем: «проходные» поправки, относящиеся к полномочиям парламента, необходимо решать федеральными конституционными законами, «труднопроходные»1 и «непроходные»2 — посредством референдума (ов). При проведении серьезных реформ весьма опасно руководствоваться сиюминутными тактическими интересами, недооценивая стратегические, в чем мы убедились на примере реформирования Совета Федерации. Некачественно проработанный проект закона осложнил отношения между палатами Федерального Собрания, а также и Президентом страны. Думается, депутаты Государственной Думы прежде всего беспокоились о том, чтобы реформирование Совета Федерации не перекинулось и на их палату, которая сама нуждается в реформе. Совершенно очевидно, что восстанавливать вертикаль власти, единое правовое поле и переходить к радикальной реформе федеративного устройства страны необходимо, начиная с Федерального Собрания — главного законодательного органа России. При этом ни у кого не должно быть иллюзий о том, что предлагаемые реформы можно провести без внесения в Конституцию существенных поправок. Исследуя конституционный статус Федерального Собрания, стоит обратить внимание на явное неравноправие его палат, на конструктивное их несовершенство, которые негативно сказываются на деятельности парламента. Так, Совет Федерации отстранен от активного, равноправного с Государственной Думой участия в законодательной деятельности. Статья 105 Конституции РФ категорично провозглашает: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой». При таком положении интересы субъектов Федерации едва ли могли найти должное отражение в деятельности Федерального Собрания. Кроме того, «челночная» деятельность членов Совета Федерации была расточительна и малопродуктивна. http://web1.law.edu.ru/script/cntSource.asp?cntID=100067476
|