Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации не только высококачественный с юридической точки зрения документ, но и документ, отражающий ту реальность, которая сложилась в России к тому времени, когда старая тоталитарная система отчаянно сопротивлялась демократическим преобразованиям в стране. В целом предусмотренная Конституцией 1993 года модель власти, в том числе власти, взятой, так сказать, в ее “вертикальном разрезе”, могла бы стать мощной опорой быстрого и эффективного завершения преобразований в России. Однако в силу отсутствия у политических элит привычки считаться с обществом, в силу пренебрежения духом права, наконец, в силу неукорененности политико-правовых обычаев и традиций, потенциал российской Конституции стал использоваться, главным образом, в узкопартийных, групповых интересах. Общество на собственном опыте убедилось, что слишком свободные рамки конституционных правил, нормальные там, где существует общественный консенсус относительно основных ценностей, где есть массовый средний класс, где преодолено утопическое мировоззрение, непродуктивны там, где только происходит процесс становления новых общественных отношений. Разумеется, можно продолжать жить и по действующей Конституции. В конце концов, сама логика жизни и смена поколений приведет к такому же состоянию общественного сознания, которое существует в развитых демократиях. Но такое состояние может просто не наступить, поскольку социальное нетерпение окажется способным востребовать такую власть, которая свернет страну с ее демократического пути. Вот почему необходим не коренной пересмотр принципов, заложенных Конституцией Российской Федерации, а корректировка ее на основе накопленного опыта, на основе выявившихся аномалий в политической и социально-экономической жизни, в том числе и в сфере федерализма. Объективная база таких аномалий — в рудиментах тоталитарного строя, в том числе тех, о которых было сказано выше. Но для преодоления их нужно не только время, но и активное воздействие самих “правил игры” для основных политических субъектов, которые и устанавливаются, в первую очередь, Конституцией. Именно поэтому речь идет не о проекте новой Конституции, а о проекте ее новой редакции. Необходимо соблюдать принцип преемственности, а не выстраивать все заново. Не случайно в проекте говорится даже о сохранении дня принятия Конституции — 12 декабря. Не случайно не изменена и нумерация статей в проекте. Проект сохраняет модель сильной президентской власти, поскольку в современных российских условиях иная конструкция ведет только к хаосу. Другими словами, редакция не направлена на превращение главы государства в “царствующего, но не правящего”. Не направлена она и на установление “парламентской республики”. Однако очевидно, что и консервация существующей системы власти в неменьшей степени угрожает стабильности. Выход поэтому видится не в механическом ограничении компетенции какой-то одной властной структуры и передаче полномочий в руки другой, а в более точном распределении функций и полномочий между всеми институтами власти — как “по горизонтали”, так и “по вертикали”, исходя из естественной, присущей каждому из них роли. Нетрудно увидеть, что в проекте каждый властный институт что-то “теряет”, но что-то и “приобретает” нового. Главный смысл проекта новой редакции — сделать государственную систему более устойчивой, сузить возможности для проявления безответственности, сиюминутных пристрастий, интересов, далеких от интересов страны. А теперь более конкретно об основных нововведениях и изменениях. http://www.indem.ru/russian.asp
|