Воскресенье, 2017-12-17, 4:36 PM
 
Начало Каталог статей Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость" · RSS
Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 112

Конституционный Суд РФ

Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации

Фонд ''Общественное мнение''

Конференция ''Другая Россия''

Центурион-Центр

Система ''ГАРАНТ''

Система авторегистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов

Мандат.Ру - Новости, компромат, скандалы, рейтинг, президенты, депутаты, партии, движения, форум, афоризмы, анекдоты, каталогМандат.Ру: Новости, компромат, скандалы, форум, рейтинг политических ресурсов, обмен ссылками.

Каталог статей
» Каталог статей » Авторские
Политический транзит в России. Специфика трансформации.Балаян Александр

Политический транзит в России. Специфика трансформации.Балаян Александр
«Мы не могли предвидеть Революцию 1989 года, но, как только это случилось, каждый стал рассматривать, осмыслять, анализировать и предлагать возможные направления национальных, политических и экономических реформ в посткоммунистических государствах» [Дуткевич П.2000: 56].
Демократизация Южной Европы в 1970-е гг. и Латинской Америки в 1980-е гг. способствовала появлению обширной литературы, рассматривающей перспективы становления стабильной и устойчивой демократии. Учитывая разнообразие подходов к демократии, предпринятых различными странами, не удивительно, что многие авторы приходят к выводу о том, что перспективы и дилеммы политики переходного периода не вписываются в единый интегральный подход. Однако это ни в коей мере не умаляет значения накопленного теоретического материала для анализа латиноамериканского опыта, который может применяться и к другим регионам.
Главным аргументом специалистов в данной области было то, что наследия авторитарных и коммунистических режимов сильно отличались друг от друга. В первом случае это проявилось в коррупции и высокой роли, военных в латиноамериканской политической жизни. Во втором – последствия однопартийной государственной системы: слабое гражданское общество, государственное регулирование экономической деятельности и отсутствие частной собственности.
Однако, в отличие от южноевропейского и латиноамериканского опыта демократического развития, большинство посткоммунистических государств, появившихся после 1989 г., возникло через распад трех прежних федераций: Югославии, Чехословакии и Советского Союза. В последнем случае кризис легитимности существовавших политических режимов одновременно явился кризисом легитимности самого государства….
В этой связи, как нам, кажется, особенно важно проследить основные этапы процесса трансформации в России, чтобы понять ситуацию, в которой находится страна сейчас. Наша задача - выявить проблемы и противоречия политического процесса 90-х годов, показать внутреннюю логику эволюции режимных изменений и по возможности попытаться объяснить их.

Основные этапы политического транзита в России (1991- 2006гг.).

Многочисленные процессы, происходившие в рамках постперестроечного периода привели не только к серьезным трансформациям внутри политической системы, преобразованиям ее институциональной, коммуникативной, информационно-регулятивной подсистем, но и способствовали кардинальному изменению в направлении, вектора политического развития, смене режима. [Саква Р.1997: 61-62].
Можно схематически выделить несколько этапов политических изменений в России 1.1991-1993 характеризуется процессом «Шоковой терапии», противостоянием ветвей власти и установлением т.н. «режима-гибрида».
2.1993-1996 характеризуется становлением политической системы в стране и кризисом легитимности Б. Ельцина.
3.1996-1999 характеризуется ослаблением режима и поиском преемственности власти. 4.1999-2003 характеризуется сменой режима и приходом к власти В. В. Путина, следствием чего явились последовательное проведение контрреформ авторитарного характера
5.2003-2006 характеризуется глубокими экономическими и политическими изменениями в стране и продолжающимся кризисом политической системы….

В итоге можно сказать, что не по одному из выделенных факторов современный режим России нельзя назвать полностью демократическим. Очевидно, что многие элементы демократии, достигнутые в 90-е годы, были разрушены. Тем не менее, и тогда и сейчас режимы во многом похожи, просто то, что казалось невозможным по многим причинам при режиме Ельцина, легко претворяется в жизнь с 2000 по настоящее время. Как следствие, режим современной России является логическим продолжением режима сформировавшегося в 90-е годы, но современная Россия намного ближе к авторитаризму, слишком близко.
Процессы, которые происходят в России, носят сложный и неоднозначный характер и от того, куда приведёт политический транзит, во многом зависит характер изменений во всех сферах политической и социально – экономической системы страны. Это важно, если учесть неоднозначные события последних пяти лет. Можно называть это по-разному: заказом населения на авторитаризм или авторитарной модернизацией, но факты неизменны и говорят о серьёзной угрозе демократическому процессу. Это не значит, что политический транзит не произойдёт, просто итог его будет далёк от демократии.
Проанализировав некоторые прогнозы итогов политического транзита в России, можно условно выделить несколько возможных сценариев дальнейшего политического транзита в России. Рассматривая каждую из моделей, нужно исходить из сложившихся реалий, а именно из установившейся в России переходной модели гибридного режима с элементами демократии.
1. «Авторитарное развитие». Этот сценарий логично вытекает из политического развития России последних пяти лет. Он может соответствовать либо поражению предыдущей модели модернизации, либо некоторому временному этапу, когда авторитаризм используется элитой как инструментарий модернизации, представляющийся более простым и удобным. С приходом к власти «наследника» предыдущего режима был начат курс на т. н. авторитарную модернизацию, поддерживаемую большинством населения страны. Постепенно началось строительство экономически и политически централизованного государства. Авторитарные тенденции все более очевидны, как и вектор развития политической системы. В такой ситуации элитой активно используется тезис об ограничении свободы взамен на устойчивое экономическое и, как следствие, социально-политическое развитие страны. Сценарий перехода к авторитаризму возможен при приходе к власти силовой части элиты – т.н. «Силовиков» или при инспирированном ими пересмотре конституции и, как следствии, победы данной группировки. Этот сценарий характеризуется авторитарной модернизацией, ограничением большинства политических и экономических свобод в стране, внешнеполитической изоляцией России (имеется в виду ЕС и США). Возможно два наиболее вероятных варианта развития ситуации: а) установление стабильного авторитарного режима Белорусского типа (устойчивые темпы экономического развития, высокие темпы устойчивости системы), б) нестабильность системы, вызванная социально-экономическим кризисом: экономический обвал, системный кризис, смена режима, распад страны.
2. «Политико-экономическая стагнация: режим-гибрид» Это типичный инерционный сценарий, отражающий неудачи в экономических реформах, следствием чего станет социально-политическая нестабильность. Россия перейдёт к установлению слабого режима, в котором можно существовать некоторое время без серьезных потрясений, однако, итог перехода останется туманным. Так же характерна высокая вероятность откола от страны, некоторых нестабильных регионов (Чечня, Дагестан, Карачаево-Черкесия и тд.). Как следствие, если говорить о данном сценарии, то он скорее был возможен при режиме 1991-1999 и лишь с известными оговорками 2000-2006. Такая вероятность есть, например, в случае прихода к власти не силовой части российской элиты - т.н. «Либералов», которые ориентированы на меньшие авторитарные процессы, и больше на внешнеполитическую открытость, но, тем не менее, продолжающие предыдущую модель развития страны. Этот сценарий характеризуется сохранением режима-гибрида, глубоким экономическим кризисом (как пример падение цен на нефть), политической нестабильностью, слабостью власти. Возможно три варианта развития ситуации: а) приход к власти радикальных группировок (нацисты, экстремисты) - установление диктатуры фашистского типа, б) «цветная революция» - попытка установления европоцентристской модели демократии, в) глубинный системный кризис – распад на несколько стран – возможно, потеря суверенитета.
3. «Демократическое развитие A». Данный сценарий вероятен при нескольких факторах: Во-первых, смена политической элиты на выборах 2007-2008 годов. Во-вторых, демократическая ориентация будущей элиты. В-третьих, отсутствие серьезных социально-экономических проблем. Этот сценарий мы рассматриваем как успех политической модернизации, в силу соответствия результата заявленным целям, как конечная цель предусмотрена консолидация демократии. При этом демократические элементы не копируются, а перерабатываются с учётом специфических особенностей страны. Данный сценарий характеризуется стабильным экономическим и социально политическим развитием системы, полными политическими свободами, смена конституции, не исключён переход к парламентской республике, как более стабильной для демократической формы правления.
4. «Демократическое развитие B». Данный сценарий имеет отправной точкой т.н. «цветную революцию», чьё базовое развитие можно обозначить следующим образом: режим с сильными авторитарными чертами пытается продлить свою легитимность путем, например, фальсификации результатов общенациональных выборов; оппозиция, (при поддержке Запада) мобилизует значительное число сторонников на коллективные действия и, в конечном счете, добивается ухода прежнего руководства от власти. Одной из главных черт подобного сценария является высокая степень политического участия населения. Не видя для себя по тем или иным причинам перспектив в рамках старого режима, люди поддерживают оппозиционные движения, связывая с ними надежды на обновление власти, кроме того, достаточно привлекательными смотрятся западные модели общественно-политического устройства. Данный сценарий характеризуется европоцентристской моделью демократии, т.е. ориентация элиты на Запад следствием чего станет попытка шаблонного копирования демократии западного образца (Польша, Чехия, Словакия и т.д.). Следствием этого могут, является два варианта развития событий: а) успешное копирование демократии западного образца, б) кризис шаблонной модели на Российской почве, следствием чего станет социально-политический кризис, высокая вероятность возврата к режиму-гибриду со значительными авторитарными тенденциями.
5. «Распад страны на отдельные государства». Мы обязаны рассмотреть этот вариант как возможный выход из неустойчивого состояния, которым является транзит. Опасностью тут является построение сверхцентрализованного государства управляемого директивно из единого центра. Проблема заключается в том, что высокая степень централизации, при некоторых факторах нестабильности системы может привести к распаду самой системы. В качестве элемента нестабильности могут выступать следующие факторы: экономическая нестабильность, геополитическая нестабильность, межэтническая нестабильность и т. д. Данные факторы могут привести к распаду страны на отдельные государства. Возможно два сценария развития ситуации: а) установление в данных государствах жёстких, диктаторских режимов националистического характера, б) установление слабых квази-режимов, следствием чего могут стать военные конфликты между странами, следовательно, нестабильность региона, в) вытекает из предыдущего и выражается в полном утрате суверенитета данными государствами (США, Китай, НАТО).
Хотелось бы отметить, что сценариев можно выделить намного больше, и в целом данные варианты носят весьма схематичный характер. Тем не менее, они очерчивают возможные варианты изменения современного политического режима.

Балаян Александр политолог Центра политического анализа и прогнозирования «Центурион».
centurion-center@yandex.ru
centurion-center.narod.ru

Категория: Авторские | Добавил: golos (2006-07-02) | Автор: Балаян Александр
Просмотров: 1621 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории статей
Авторские [56]
Поиск по статьям
Друзья сайта

Блог И.Мамонтова

Конституция Российской Федерации Всероссийский гражданский конгресс

Лига избирательниц

Вестник ''МОСТОК''

Всероссийская политическая партия ''Свобода и народовластие'' Общественное объединение СУТЯЖНИК

Права человека в России «Mikhail Khodorkovsky Society»

Фонд 'Общественный Вердикт' СПб центр "Стратегия"

Независимый Институт выборов Observatoire de l'affaire Yukos et du proces Khodorkovsky

За демократическую альтернативную гражданскую службу! Право выбора

Спасти адвоката Трепашкина Молодежное Правозащитное
 Движение

Демократическое Сетевое Сообщество

МОЛОДЕЖНОЕ ЯБЛОКО

Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство Сайт Кинешемского Горкома КПРФ

ОбрыдлО.ru или Не подполковники горшки обжигают. Литературно-политический ресурс, посвященный вопросу о власти в 2007-2008 гг

Статистика